Поведенческие методы лечения детей с СДВГ
Помощь детям в организации и контроле проблемного поведения
Что вы узнаете
- Как поведенческая терапия может помочь детям с СДВГ?
- Какие существуют виды поведенческого лечения СДВГ?
- Как работает родительский тренинг для детей с СДВГ?
Существует два основных вида поведенческого лечения, которые могут помочь детям с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Хотя эти методы не изменяют симптомы СДВГ, они помогают детям научиться управлять ими. Некоторым детям, получающим поведенческое лечение, может понадобиться медикаментозная терапия, тогда как другим достаточно поведенческого лечения для контроля симптомов.
Первый вид поведенческого лечения
Первый вид поведенческого лечения сосредоточен на помощи детям в контроле импульсивного поведения. Этот метод часто называют «родительским тренингом», поскольку в нем активно участвуют как родители, так и дети. Терапия позволяет родителям осваивать более конструктивные способы реагирования на такие проявления поведения, как истерики или игнорирование инструкций. Большинство программ родительского тренинга фокусируются на использовании похвалы и последовательных последствий для поощрения позитивного поведения.
Второй вид поведенческого лечения
Второй вид поведенческого лечения СДВГ сосредоточен на формировании «исполнительных функций», таких как организованность, планирование задач и управление временем. Поведенческие тренинги могут помочь детям развить навыки, позволяющие им оставаться сосредоточенными на учебных заданиях и справляться с домашними обязанностями. Специалисты могут обучать детей использованию инструментов, таких как контрольные списки, планировщики и таблицы поощрений, что способствует лучшему выполнению задач.
Хотя поведенческие методы лечения СДВГ требуют значительных усилий со стороны как родителей, так и детей, существуют убедительные доказательства их эффективности, особенно у детей с выраженными проблемами поведения. Доказательства касательно подростков с СДВГ менее однозначны, однако в некоторых случаях лечение может оказать позитивное влияние.
Для проблем с поведением
Для детей, чье импульсивное поведение вызывает конфликты дома и трудности в школе, терапия может помочь обуздать проблемное поведение и установить более положительные отношения с взрослыми. Этот подход, известный как родительский тренинг, включает совместную работу родителей и детей. Он обучает родителей новым стратегиям взаимодействия, способствующим желаемому поведению и предотвращающим нежелательные действия.
Родительский тренинг может быть полезен не только для детей с СДВГ, но и значительно улучшить благополучие всей семьи. Несмотря на основной акцент на взаимодействии с родителями, исследования показывают, что программные навыки успешно переносится и на поведение детей в школе. Обучение обычно проводит клинический психолог.
Эффективные виды родительского тренинга
Существуют несколько типов родительского тренинга, доказавших свою эффективность:
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT)
- Тренинг родительского менеджмента (PMT)
- Программа позитивного родительства (Triple P)
Все они направлены на то, чтобы научить родителей более эффективно использовать похвалу и положительное подкрепление, а также последовательные последствия при отсутствии выполнения детьми инструкций. В результате улучшается поведение детей, снижается количество конфликтов и истерик, а взаимодействие между родителями и детьми становится более позитивным, что также уменьшает уровень родительского стресса.
Школьное вмешательство
Младшим детям с СДВГ могут помочь системы, поощряющие позитивное поведение, такие как «Ежедневный отчет». Эти подходы определяют конкретные цели поведения в школе, предоставляют детям обратную связь о их успехах и вознаграждают за достижения.
Родители и учителя работают вместе над «Ежедневным табелем». Учителя выбирают цели для каждого ребенка, основываясь на его затруднениях. Цели могут касаться итогов учебной работы, поведения по отношению к сверстникам, а также соблюдения правил поведения в классе. Учитель ежедневно оценивает выполнение каждым ребенком поставленных целей. За каждое положительное поведение ребенок получает звезду или галочку, и в случае достаточного количества положительных взаимодействий ожидает вознаграждение, например, экранное время или другое небольшое поощрение.
При проблемах с вниманием
Другой важной областью поведенческой помощи детям с СДВГ являются вмешательства, направленные на формирование навыков, которые помогут им не отставать от учебных заданий и справляться с обязанностями дома. Такой вид обучения проводится специалистами и включает методы, которые помогают детям использовать свои способности и компенсировать слабости.
Дети с СДВГ, как правило, испытывают трудности с «исполнительным функционированием» — навыками саморегуляции, необходимыми для выполнения повседневных задач. К ним относятся планирование, организация времени, принятие решений, контроль эмоций и извлечение уроков из ошибок.
Чтобы поддержать детей с недостаточными навыками в этих областях, специалисты по обучению внедряют комбинацию специальных стратегий и альтернативных подходов к обучению, что помогает им максимально использовать свои сильные стороны.
Примеры подходов
- Контрольные списки: помогают организовать распорядок и вовремя выполнять задачи, такие как выход из дома, выполнение домашнего задания и подготовка ко сну.
- Установление временных рамок: особенно важно для масштабных проектов, чтобы дети могли лучше управлять своим временем.
- Использование планировщиков: помогает детям с плохой рабочей памятью справляться с заданиями.
- Таблицы поощрений: могут быть эффективным мотиватором, как дома, так и в школе.
Обоснование
Важно, чтобы дети, осваивая новые навыки, понимали их ценность. «Дети с проблемами внимания обычно прагматичны и стараются избежать неэффективных усилий», — отмечает доктор Мэтью Крюгер. «Мы называем это ‘нейроэкономикой’ — они создают оптимальную стратегию для получения наилучших результатов при минимальных усилиях». Хороший специалист построит обучение так, чтобы дети могли видеть свои успехи. «Когда они прилагают усилия, они ожидают отдачи, и если ее нет, это приводит к разочарованию», — добавляет доктор Крюгер.
Итог
Поведенческие вмешательства, такие как родительский тренинг и «Ежедневный отчет», требуют значительных усилий не только от детей, но и от родителей и учителей. «Некоторые родители считают, что, отправив ребенка на терапию, они сами могут избежать работы», — говорит доктор Джилл Эмануэль. «Но это требует серьезного вклада со стороны родителей. С другой стороны, обучение может существенно помочь родителям, которые часто чувствуют себя выгоревшими и неэффективными, работая с такими детьми».
Существуют доказательства того, что эти изменения, внедренные родителями и учителями, действительно улучшают результаты лечения детей с СДВГ, даже если не влияют напрямую на симптомы. «Идеально, такие меры по коррекции окружающей среды должны изменить траекторию развития ребенка», — говорит доктор Рассел Баркли. «Но не следует ожидать, что вмешательства приведут к кардинальным изменениям в базовых дефицитах СДВГ — они помогут предотвратить накопление вторичных проблем».
Доктор Баркли указывает, что самые значительные успехи наблюдаются у детей с выраженной оппозиционностью. «Таким образом, долгосрочные исследования, скорее всего, выявят влияние лечения на вторичные проблемы, чем на специфические дефициты, связанные с СДВГ».
Подростки с СДВГ
С достижением подросткового возраста эффективность поведенческих тренингов для детей с СДВГ снижается. Некоторыми исследованиями было показано, что когнитивно-поведенческая терапия не дает значительных результатов для подростков с СДВГ, но она может быть полезна для детей, которые столкнулись с вторичными трудностями, такими как расстройства поведения. Кроме того, дети с СДВГ подвержены риску тревожных расстройств или расстройств настроения, и многие из них лечатся с помощью когнитивно-поведенческой терапии.
Часто задаваемые вопросы
Существует ли поведенческая терапия для детей с СДВГ?
Да, существует поведенческая терапия для детей с СДВГ. Она не изменяет основные симптомы СДВГ, но может помочь детям справиться с ними. Некоторые дети нуждаются в медикаментах, в то время как другие могут обходиться только поведенческой терапией.
Какие существуют виды немедикаментозной терапии СДВГ для детей?
Основные виды немедикаментозной терапии включают «родительский тренинг», обучающий родителей более эффективным способам взаимодействия с детьми, и лечение навыков «исполнительных функций», которое помогает в организации, планировании и управлении временем.
Как лечат детей с СДВГ?
Лечение детей с СДВГ обычно включает использование как медикаментов, так и поведенческой терапии.