Почему мой ребенок может сосредоточиться на видеоиграх, но не на учебе?
Мы слышим это от расстроенных родителей: Почему мой ребенок, которому практически невозможно усидеть на стуле и сосредоточиться на уроке в школе, может часами сидеть перед видеоэкраном? У них есть все признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — за исключением тех случаев, когда они играют в видеоигры. И когда вы скажете им, чтобы они прекратили и пришли на обед, будьте готовы к отпору. Такое сочетание поведения заставляет родителей задуматься о нескольких вещах: Действительно ли видеоигры вызывают СДВГ? Усугубляют ли они его? Или напряженная сосредоточенность ребенка на видеоиграх говорит о том, что СДВГ у него все-таки нет? Давайте разберемся в этих вопросах по порядку.
Специальный призыв
Во-первых, «нет никаких доказательств того, что телевидение или видеоигры вызывают СДВГ», — объясняет Натали Ведер, доктор медицины, детский и подростковый психиатр из Института детского разума. Она лечила многих детей с этим расстройством. Однако сверхбыстрые телепередачи и видеоигры имеют особую привлекательность для детей с СДВГ. «Если вспомнить ‘Губку Боба’ или видеоигры, то на экране не бывает ни секунды, чтобы ничего не происходило», — отмечает доктор Ведер. «Если вы играете в видеоигру, вы должны немедленно реагировать, иначе вы проиграете. У вас нет времени на размышления. Поэтому дети с СДВГ очень тянутся к этому — у них нет промежутков, чтобы начать думать о чем-то другом.»
Всплески внимания
Видеоигры эффективно удерживают внимание детей, которым очень сложно сосредоточиться в остальное время. Но то, что происходит, когда дети поглощены видеоиграми, — это не то же самое внимание, которое требуется при выполнении других задач. «Непрерывная активность не означает устойчивое внимание», — отмечает Рон Стейнгард, доктор медицины, детский и подростковый психиатр из Института детского разума. «Задача меняется так быстро, что требуется лишь короткая вспышка внимания. В этих играх внимание постоянно переключается, а вознаграждение и удовлетворение наступает мгновенно». Вполне логично, что дети с СДВГ находят игры более увлекательными, чем обычные люди. «Ничто другое в жизни не происходит так быстро и не вознаграждается так спонтанно», — добавляет доктор Стейнгард.
Гипербдительность
Доктор Стейнгард отмечает, что одна из теорий, разработанная эволюционными биологами для объяснения присутствия СДВГ в генофонде, заключается в том, что ранние племена получали преимущество, имея людей, наблюдающих за периферией лагеря, которые были сверхбдительны к любым признакам опасности с любого направления. Аналогично, «видеоигры бросают стимулы на множество различных визуальных точек, и чтобы хорошо играть, нужно уметь обращать внимание на все из них одновременно. Если вы слишком линейны или методичны, это не сработает». Вызывают ли эти игры привыкание у детей с СДВГ, поскольку, предположительно, они провоцируют выброс дофамина? «Только в том смысле, что любое удовольствие вызывает привыкание», — говорит доктор Стейнгард. «Все, что заставляет вас чувствовать себя хорошо, движется по той же схеме». Однако некоторые исследователи утверждают, что постоянная стимуляция и мгновенное вознаграждение в играх повышают планку внимания детей в обычных, менее стимулирующих ситуациях, где для получения вознаграждения приходится прилагать больше усилий.
Время игр
Исследование Университета штата Айова, в котором приняли участие около 3 000 детей и подростков из Сингапура, проводившееся в течение 3 лет, показало, что дети, которые проводили больше времени за видеоиграми, были более импульсивными и имели больше проблем с вниманием. Исследователи интерпретировали полученные результаты так, что видеоигры могут «усугублять существующие у детей проблемы с вниманием». Но результаты исследования не дают доказательств того, что игры вызывают или усугубляют проблемы с вниманием — они лишь указывают на то, что у детей, которые больше всего играют, симптомы СДВГ выражены сильнее. Доктор Стейнгард говорит, что здесь нет доказательств причинно-следственной связи. Возможно, дети с наиболее выраженными симптомами СДВГ больше всего увлечены видеоиграми.
Чего не хватает геймерам
Это не значит, что дети, проводящие неограниченное количество времени за играми, не вредят, но это вред другого рода. Проблема заключается в том, что все это экранное время означает время, потраченное не на другие, более ценные для их развития вещи, включая общение с семьей и друзьями. Поскольку социальные навыки являются проблемой для многих детей с СДВГ, которым трудно уделять внимание и сдерживать свою импульсивность, цена может быть высокой. «Проводить много времени в одиночестве, играя в игры, вместо того чтобы заниматься чем-то с людьми, — это нездорово с социальной точки зрения», — говорит доктор Стейнгард. Но он добавляет, что это глобальная проблема — не только для детей с СДВГ. «Ни один ребенок не должен проводить неограниченное время, сидя перед экраном, вместо того чтобы играть с другими детьми». Американская академия педиатрии рекомендует детям начальной школы уделять час в день экранному времени, а детям средней школы — два часа. Американские дети, по словам Джентиле, в настоящее время в среднем проводят за экранами более шести часов в день.
Часто задаваемые вопросы
Вызывают ли видеоигры СДВГ? Нет никаких доказательств того, что видеоигры вызывают СДВГ.
Какова связь между СДВГ и играми? Для детей с СДВГ игры с быстрым темпом развития помогают сосредоточиться, потому что в них постоянно что-то происходит. Нет времени на раздумья или отвлечение на что-то другое. Но даже в видеоиграх дети не могут уделять внимание в течение длительного времени. Задания в видеоиграх меняются так быстро, что детям требуются лишь короткие всплески внимания.
Почему дети с СДВГ могут сосредоточиться на видеоиграх? Детям с СДВГ может нравиться постоянная стимуляция и мгновенное вознаграждение в видеоиграх. Благодаря этому детям гораздо проще уделять внимание, потому что в обычных ситуациях им приходится прилагать больше усилий, чтобы получить вознаграждение.