СДВГ и Проблемы с Поведением
Почему у детей с этим расстройством так часто случаются истерики, вспышки и неповиновение? И как мы можем помочь им вести себя лучше?
Что вы узнаете
- Почему дети с СДВГ плохо себя ведут?
- Как дети с СДВГ могут научиться контролировать свое поведение?
- Что могут сделать родители, чтобы помочь детям с СДВГ с их поведением?
У детей с СДВГ часто возникают проблемы с поведением. Они быстро сердятся, устраивают истерики и отказываются выполнять задания, которые им не нравятся. Эти дети не пытаются быть «плохими», но расстройство мешает им справляться с трудными или скучными задачами. Из-за этого им также сложно контролировать свои эмоции, когда они расстраиваются.
Дети с СДВГ очень любопытны по своей природе. Они стремятся исследовать интересные вещи и сопротивляются скучным или повторяющимся занятиям. Это может вызывать стресс у родителей, поскольку такие вещи, как домашнее задание и время отхода ко сну, превращаются в настоящие битвы. Дети могут спорить или устраивать истерики, чтобы избежать скучных дел. Уступая им, родители могут inadvertently научить детей, что плохое поведение работает. Вместо этого полезно изучать стратегии воспитания, которые помогут детям улучшить поведение со временем.
Крики и частые наказания обычно не приносят желаемого результата. Если родитель кричит или постоянно наказывает, это становится привычным, и дети начинают игнорировать такие реакции. Вместо этого детям с СДВГ нужна структура и похвала за хорошее поведение. Чтобы помочь ребенку вести себя лучше, важно четко объяснить, что именно вы ожидаете от него. Также стоит показать, какое поведение считается приемлемым, и поощрять их, когда они ведут себя должным образом.
При СДВГ детям также трудно контролировать свои чувства. Они могут быстро злиться, что создает проблемы в отношениях. Один из лучших способов помочь детям с СДВГ и проблемами в поведении — участие в занятиях для родителей. Родители могут научиться уменьшать количество конфликтов, используя похвалу и другие техники для помощи детям в контроле над своим поведением. Когнитивно-поведенческая терапия, обучение социальным навыкам и прием стимулирующих лекарств также могут помочь детям с СДВГ улучшить свое поведение.
Проблемы с поведением у детей с СДВГ
Существует общее мнение, что у детей с СДВГ проблемы с вниманием. Однако для многих из них – и их родителей – проблемы с поведением являются не менее серьезной проблемой. Дети могут быстро выходить из себя, устраивать истерики или вести себя вызывающе, когда их просят выполнить нежелательные задачи. Хроническое непослушание может приводить к диагнозу оппозиционно-девиантного расстройства (ОДР); до 68% детей с СДВГ также могут иметь этот диагноз. Однако гораздо больше из них конфликтует с родителями и учителями из-за своего поведения – до 31%, согласно данным доктора Дэвида Андерсона, клинического психолога из Института детского разума.
Почему дети с СДВГ ведут себя агрессивно?
Чтобы понять, почему у детей с СДВГ часто возникают агрессивные или вызывающие проявления, необходимо учитывать их прошлый опыт. Дети с СДВГ могут быть склонны к действиям, выходящим за рамки ожиданий, что вызывает конфликты с родителями с раннего возраста. Как утверждает доктор Андерсон, «у этих детей нет злого умысла. Из-за гиперактивных и импульсивных симптомов они не хотят оставаться на месте, им свойственен стремительный интерес к новым вещам». Это может быстро создавать стресс для родителей.
Частые негативные взаимодействия могут привести к неправильному восприятию у детей — они могут начать думать, что с ними что-то не так, или реагировать агрессивно на замечания о своем поведении.
Почему дети с СДВГ устраивают истерики?
Повторяющиеся, скучные или требующие больших усилий задачи могут быть очень сложными для детей с СДВГ, что вызывает у них сильное сопротивление. Особенно это заметно при необходимости прекратить приятное занятие, например, игру в видеоигры. Дети могут буйствовать, надеясь, что кто-то изменит требования к заданию или ослабит их. Такое поведение имеет тенденцию повторяться, так как они получают желаемое.
Дисциплинарные стратегии и их эффективность
Обычные дисциплинарные меры, которые работают с другими детьми, могут оказаться неэффективными для детей с СДВГ. Как отмечает доктор Андерсон, «для большинства детей традиционные методы работают хорошо. Однако для детей с проблемами в поведении они могут не сработать». Наказания часто теряют свою силу, и ребенок может привыкнуть к крикам и наказаниям, что не дает ожидаемого результата.
Дисциплинарные стратегии, которые действительно работают
Детям с СДВГ часто требуется больше структуры и четкие инструкции о том, какое поведение ожидается. «Как родители, мы должны помочь детям понять, что такое приемлемое поведение и как его достичь. Важно ловить детей на хороших поступках и поощрять их», — подчеркивает доктор Андерсон. Похвала и возможности для позитивных взаимодействий с родителями являются мощными инструментами в борьбе с деструктивным поведением.
Клиницисты называют подобный подход «строительными лесами». Дети, которым сложно регулировать свое поведение, нуждаются в той структуре, которую создают родители. Это поддерживает их в процессе развития саморегуляции.
Проблемы с регулированием эмоций
Саморегуляция – это способность управлять своими эмоциями и поведением в различных ситуациях. У детей с СДВГ, как правило, наблюдаются серьезные трудности с саморегуляцией, что является следствием импульсивности, присущей этому расстройству. Эти дети имеют склонность к поиску немедленного удовлетворения, зачастую не понимая долгосрочных последствий своих действий.
Проблемы с дружбой
Проблемы поведения у детей с СДВГ также могут негативно влиять на их взаимоотношения с ровесниками. Как отмечает доктор Андерсон, «существует множество причин, по которым симптомы СДВГ могут мешать дружбе». Направление внимания на свои эмоции, импульсивное поведение и трудности с долгосрочным ожиданием могут приводить к конфликтам и неприятию со стороны сверстников.
Ученые обнаружили, что дети с СДВГ чаще сталкиваются с неприятием со стороны сверстников, что может усугубляться у девочек, чье поведение отличается от общепринятых норм.
Помощь при проблемах с поведением
Когда у детей с СДВГ возникают серьезные проблемы с поведением, наиболее эффективным решением является обучение родителей. Существуют различные программы родительского обучения, которые помогают родителям изменить динамику взаимодействия с детьми. Они учатся эффективно использовать похвалу, поощрять желаемое поведение и применять последовательные последствия за неповиновение. Результатом является улучшение социального взаимодействия и положительный опыт общения с родителями.
Психотерапия и программы социальных навыков также могут помочь детям наладить более здоровые взаимоотношения как со взрослыми, так и с их сверстниками. Для детей с СДВГ медикаменты, уменьшающие симптомы невнимательности, импульсивности и гиперактивности, могут улучшить поведение. Антипсихотические препараты, такие как Abilify (арипипразол) и Risperdal (рисперидон), используются для снижения агрессии и раздражительности у детей в критических ситуациях.
Однако даже при использовании лекарств эксперты настоятельно рекомендуют сочетать их с обучением родителей для достижения наилучших результатов.
Часто задаваемые вопросы
Почему дети с СДВГ ведут себя агрессивно?
Дети с СДВГ могут демонстрировать агрессивное поведение, поскольку гиперактивные и импульсивные симптомы мешают им следовать установленным правилам и ожиданиям по поводу их поведения. Это может привести к конфликтам с родителями и учителями, что, в свою очередь, вызывает у детей больший стресс и делает контроль над своим поведением еще более сложным процессом.
«`